Первым шагом должно стать маркетинговое исследование. Проанализируйте рынок и ответьте на вопросы: нужен ли в вашем регионе тот вид, который вы планируете выращивать? Какой по нему объем рынка? Есть ли примеры уже работающих хозяйств?
Очень часто новички рассчитывают вырастить какой-либо экзотический вид рыбы, который не продается на локальном рынке, и стать монополистами. Однако мало кто задумывается, что если в регионе не представлен конкретный вид, возможно, он просто не востребован, и сбывать продукцию будет некому. Примеры невостребованных видов на рынках РФ — живая или охлажденная тиляпия, африканский сом, живой пангасиус, пресноводная креветка. Лучше отказаться от экзотики и выбрать для фермы тот вид, который уже выращивается в вашем регионе.
Далее нужно составить рыбоводный расчет или «биоплан». Это документ, который отражает, сколько вам необходимо площади, посадочного материала, воды, кормов, электричества и рабочих рук для выращивания продукции. Рыбоводный расчет — фундамент финансовой модели фермы, которую тоже необходимо составить на старте. Финмодель нужна для понимания баланса доходов и расходов в вашем хозяйстве.
Следующий шаг — выбор места с источником чистой воды (чище, чем питьевая!) и водоприемником, куда вы будете сбрасывать отработанную воду. Водоприемником всегда служит природный водный объект (озеро, ручей, река) или пруд. Сбрасывать отработанную воду из рыбоводного хозяйства в канализацию, мелиоративные каналы, дренажные канавы, овраги или просто на грунт запрещено законом. Часто новички пытаются обустроить локальные очистные сооружения для сбросов, но ни один септик не выдержит потока воды с минимально рентабельной рыбной фермы.
Также на старте необходимо: